Основы религиозных культур и светской этики

            Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).   

         Программа курса составлена с учётом  базисного учебного плана  для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к

осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных

и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с

представителями других культур и мировоззрений.

Ориентация содержания всех модулей учебного курса имеет общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Основной принцип курса – общность в многообразии, многоединство, поликультурность отражает культурные, этнические и религиозные особенности нашей страны и современного мира.

Структура учебного курса:

Учебный курс имеет комплексный характер и включает структурно и содержательно связанных друг с другом 6 модулей:

- Основы православной культуры

- Основы исламской культуры

- Основы буддийской культуры

- Основы иудейской культуры

- Основы мировых религиозных  культур

- Основы светской этики.

Содержание каждого модуля имеет четыре основных тематических раздела. Два из них (уроки 1и 30) являются общими для всех модулей. Содержание другого тематического раздела – духовные и нравственные идеалы в жизни человека и общества. В следующем разделе – духовные традиции многонационального народа России. Изучая курс,  в соответствии с выбранным модулем, учащийся получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

На основе определения образовательных потребностей учащихся 4-х классов и их родителей (законных представителей) в 2016-17 учебном году были выбраны модули:  «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы иудейской культуры».

В процессе изучения модуля предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.

УМК:

 

  1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение
  2. Латышина Д. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. – 4-5 класс. – М. : Просвещение
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4-5 класс. – М.: Просвещение
  4. Беглов А.Л.,  Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых и религиозных культур. – 4-5 классы.  Москва – М.: Просвещение
  5. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глюцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. – 4-5 классы - М.: Просвещение.